Вы здесь

Друпал и Джумла: Бизнес-модели и коммерческая экосистема

Я только что вернулся с CMSExpo проходившей в Чикаго, где я провёл несколько дней в окружении людей из Джумлы. Хотя конференция CMSExpo начиналась как событие в мире Джумлы, теперь она открыта и для других CMS с открытым кодом, таких как Друпал, Вордпресс, Плон и так далее. Тем не менее, в основе по-прежнему находится Джумла и как результат, я встретил много влиятельных людей из сообщества Джумлы, включая нескольких сооснователей и участников руководящей команды. Я хочу поделиться своими наблюдениями, так как они актуальны для всех нас из сообщества Друпала.

В сообществе Друпала, сегодняшняя бизнес-модель выглядит как предоставление услуг для средних и больших сайтов. Сообщество Джумлы, похоже, очень сфокусировано на нижнем уровне рынка и большинство людей делают деньги на продаже подписки на услуги, как правило, либо за счёт поддержки своих GPL-расширений, либо продавая доступ в клубы шаблонов (например, сборники шаблонов, которые объединены по уровням поддержки темизации). Я разговаривал с различными руководителями клубов шаблонов и был удивлён уровнем сложности и принятия — в некоторых клубах работает более 30 человек и у них есть сотни и тысячи вопросов за поддержкой с ответами.

Но что нас ждёт в будущем? Сообщество Друпала, кажется, расширяет своё присутствие в корпоративном секторе, в то время, как сообщество Джумлы расширяется в направлении... Друпала. Все Джумла-компании, с которыми я разговаривал на CMSExpo, были в процессе расширения товаров и услуг на рынок Друпала и ребрендинга своих организаций на cross-CMS совместимость. Энди Миллер, один из сооснователей Джумлы и CEO в RocketTheme (одного из лидирующих клубов шаблонов), только что запустил клуб шаблонов для Друпала. Стив Бурж, основатель обучающей компании Open Source Training, добавил уроки по Друпалу в своё портфолио (они провели 100 классов для Джумлы в 2009 году и планируют провести 200 в 2010 году). Список можно продолжить и всё это продолжается на радарах большинства из нас в сообществе Друпала, по крайней мере на моём.

 бизнес-модели и коммерческая экосистема

Энди Миллер, сооснователь Джумлы и CEO в RocketTheme. В RocketTheme трудятся около 30 сотрудников, которые продают шаблоны и оказывают поддержку сообществам Джумлы и Друпала.

Почему это происходит? Во-первых, люди из Джумлы с которыми я говорил полагали, что они могут сделать больше денег в мире Друпала, так как Друпал используется для крупных проектов. Кроме того, отсутствие клубов шаблонов для Друпала воспринимается как возможность для разработчиков Джумлы, которые уже знакомы с этой бизнес-моделью. В-третьих, так как давно ожидаемая версия Джумла 1.6 это «только» минорная версия, некоторые люди не слишком взволнованы этим. Это контрастирует с Друпалом 7 и Вордпрессом 3, которые должны стать феноменальными, радикально изменёнными версиями с тысячами улучшений и новыми возможностями, многие разработчики Джумлы расширяют свои горизонты и портфолио.

В общем, это не плохо. Фактически это невероятно захватывающе и пугающе одновременно. Сообщество Джумлы расширяющееся в сторону Друпала, должно помочь Друпалу занять нижний уровень рынка, это то, чему мы в сообществе Друпала должны уделять больше внимания. Одновременно, мы должны воспитывать цунами новых участников сообщества в наших ценностях и культуре, чтобы они приняли Drupal Way (например, нашу культуру сотрудничества, обмена, страсть, открытость, инновации и лидерство). Сегодня, как никогда, нам нужны наставники по Друпалу, так как интересные времена ещё впереди.